asuri (asuri) wrote,
asuri
asuri

"Эльфийская музыка: взгляд музыковеда" - вторая часть.

Первая часть здесь.

Инструментарий

Конечно, прежде всего эльфы поют.
В Арде поют все — и "тёмные", и "светлые", самые великие и самые малые существа. Даже гоблины поют (в "Хоббите").
Но инструментальная музыка тоже занимает важное место. В самом начале Аинулиндале голоса айнур сравниваются с музыкальными инструментами — и этот абзац, пожалуй, самая большая музыковедческая загадка в толкинистике.
Почему названы именно эти инструменты?
Кто "внутренний автор" текста?
Если это Эриол из Утраченных Сказаний, возможно, он назвал те инструменты, которые были привычны ему как средневековому англичанину? Или он всё же в точности записал слова эльфов? В Утраченных Сказаниях эта фраза — прямая речь эльфа Румила... С другой стороны, Толкин очень многое в текстах переделывал. От Утраченных Сказаний до Сильмариллиона лежит долгий путь. Может быть, Професссор передумал, и в результате инструменты перечисляет всё-таки Эриол, а не Румил?
И почему это так важно?

Напомню саму проблемную фразу:
«Затем те, кто играл на арфах, и те, кто играл на лютнях, и те, кто играл на флейтах, и те, кто играл на свирелях, органы и бесчисленные хоры Айнур начали преобразовывать тему Илуватара в великую музыку»(c)Лосты
«И тогда голосами всех Айнур, подобными арфам и лютням, свирелям и трубам, альтам и органам, голосами, подобными неисчислимым хорам, стала вершиться Великая Песнь»(с) Сильм

Прим.: перевод, конечно, неверный, viola здесь — не современный оркестровый альт, а старинный инструмент, собственно виола или виела.

Это единственное упоминание в легендариуме Толкина лютен и органов. Для них нет слов ни на одном из эльфийских языков.
Существует "иллюзия лютни". Начиная работу над исследованием, я была убеждена, что лютня — типичный эльфийский инструмент, наряду с флейтой и арфой. На самом деле — нет. Вероятно, сыграл свою роль фандом, и в "эльфийские лютни" превратились реальные гитары. Хотя теоретически не было никаких препятствий к тому, чтобы создавать лютни и играть на них, но всё же слов в эльфийских словарях для них нет.
А что насчёт органов? Мог ли в Арде — неважно, в Валиноре или в Смертных Землях, — существовать орган?

Прим.: "орган" не обязательно означает огромный церковный или концертный орган. В Средние века были и маленькие органы-портативы.
Дамы, играющие на портативах.




Теоретически — мог. Предком современного органа был гидравлос, водяной орган. Полагаю, что в Арде за него отвечал бы майа Сальмар, изготовивший музыкальные инструменты для Ульмо. Хотя ближе всех к голосам моря были тэлери, но хитроумное устройство могло вызвать интерес и у нолдор, а нолдор могли принести соответствующие технические знания в Белерианд...
Но увы! это в чистом виде допущение-натяжка. В противовес можно сказать, что самый простой орган — это сложная машина, нехарактерная для Арды вообще и тем более — для эльфов.

А какой музыкальный инструмент можно назвать поистине эльфийским? Главным эльфийским инструментом?
Это, безусловно, арфа.
Арфы много раз упоминаются в текстах. Один из домов Гондолина — Дом Арфы. На арфах играют Маглор и Финрод, Галадриэль и Элронд, об арфе в ВК говорит Халдир. «Арфа певучая» звучит в Наставлении менестрелю, об Эаренделе.

Who now can tell, and what harp can accompany
With melodies strange enough, rich enough tunes,
Pale with the magic of cavernous harmony,
Loud with shore-music of beaches and dunes,

Прим.: менестрель, очевидно, человек. При этом эльфийские мелодии называются "странными" и "богатыми". Запомним, это важно.

Наконец, единственное "каноническое изображение" музыкального инструмента — арфа на гербе Финрода.



Однако это не эльфийская арфа. Это арфа Беора, та самая "грубая арфа", на которой заиграл Финрод при встрече с людьми.
Почему мы приходим к такому выводу? Толкин изобразил самую древнюю разновидность арфы: лук с несколькими тетивами. Это арфа без колонны, то есть без третьей опоры. В реальных культурах такие арфы были в Египте и Шумере, но уже в Шумере появилась более совершенная конструкция. Дело в том, что арфа без колонны плохо держит настройку, а корпус её быстро деформируется из-за натяжения струн. Возможно, самые первые эльфийские арфы тоже выглядели так, но не в характере эльфов смиряться с недолговечностью вещей.

Древнейшие арфы реального мира.


Словари

Известно правило: чем более развита какая-то тема, тем больше слов по этой теме есть в языке. Если взглянуть на словари эльфийского с этой точки зрения, то обнаруживаются любопытные вещи.
Об арфах, опять-таки, больше всего слов. Упомянуты разные виды арф, и есть даже тропы, связанные с арфовым звуком. В словарях это большая редкость.

salma - по определению "лира или маленькая арфа". Вероятно, инструмент от семи до пятнадцати струн. Можно предположить, что это инструмент с "окном", и тем он отличается от другой "маленькой арфы", nandellë.
Salma и nandellë в сравнении.



Возможно, salma выглядела так (это круит, лира-предшественница кельтской арфы):



nandë и tanta - "обычные" арфы, вероятно, средних размеров (от 15-19 до 32-35 струн, очень условно).

Есть слово для "большой арфы" (вероятно, больше 35 струн) - cantl (cantil) (похоже, родственное финскому "кантеле"). Педального механизма у cantil, конечно, нет, — это сложная машина. Но размерами и весом, полагаю, она сравнима с оркестровой арфой.
Почему это важно?
Устройство музыкального инструмента и то, как протекает его "жизнь", кое-что рассказывает о культуре народа. Некоторые инструменты можно изготовить буквально на коленке. Для других необходимо тщательно отобранное и подготовленное дерево (например, музыкальную ель раньше сушили прямо в лесу — подсекали и оставляли на корню на несколько лет). Для металлических инструментов (и частей инструментов) нужна, соответственно, продвинутая металлургия... В случае арфы-кантиль интересней другой момент. Музыкальные инструменты делятся на две группы: те, которые носят с собой, и те, что стоят на месте. Появление стационарных инструментов означает две вещи: есть определённые места, где они стоят, и есть культура слушания/посещения этих мест. Кантиль не особо повозишь из дома в дом (помимо прочего, в пути она неизбежно расстроится, а заново настроить сорок струн — целая история, даже если у тебя эльфийский абсолютный слух и ты никуда не торопишься). Лес ей тем более противопоказан. Это инструмент для больших залов — пиршественных, "каминных" и т.п.

Что до тропов, то есть термины
- vorongandelë (буквально "игра на одной струне арфы", по смыслу - "занудство") и
- linganer ("вибрирующий/мурлычущий/жужжащий звук, подобный звуку арфовой струны")
Обратим внимание на последнее слово.

i lunte linganer - “the boat hummed like a harp-string”

Это из поэмы об Эаренделе. Обычно переводится, что "корабль звенел как струна арфы". Но у глагола to hum нет значения "звенеть"! Корабль, конечно, гудел или что-то вроде того. Почему эти звуки сравниваются со звуками арфы? Неужели просто для красоты, без связи с реальностью? Это не в духе Профессора.
Думаю, эту загадку мы можем разгадать с опорой на факты.

Здесь: "Скрип деревянной палубы плывущего корабля".

А это - звучание готической арфы.


Не правда ли, аналогия становится яснее?
Гудящий звук характерен именно для готических арф (его дают специальные устройства, бреи). У кельтской арфы другое устройство и другой звук, намного более нежный, она не гудит, а звенит. Заметим, что для арфы у эльфов есть два "основных" термина, nandë и tanta.

Готическая арфа в музее (арфа из Вартбурга).


Самая знаменитая кельтская — арфа Бриан Бору.


Вот сравнение готической арфы и кельтской арфы.



Кстати, в Средние века арфа была доминирующим инструментом на Британских островах. На материке главным была виела.
Вполне возможно, что nandë и tanta — не синонимы, а обозначения арф с различным устройством. И одна из них — аналог гудящей готической арфы.
Может возникнуть вопрос, а зачем эльфам арфа с заведомо менее красивым звуком?
И на него тоже есть ответ. Струны готической арфы натянуты так слабо, что их можно прижимать пальцами, чтобы повысить тон струны. То есть с ней возможны более "странные" и "богатые", настоящие эльфийские гармонии. С кельтской арфой такое проделать невозможно, натяжение струн сильное и для смены тона нужны рычаги или так называемые лезвия.

Много в словарях разнообразных духовых инструментов — и деревянных, и тех, что принято называть "медными", хотя они вовсе не обязательно медные. Тропов не нашлось, но есть синонимы.

róma — пресловутый рог Оромэ, синоним — romba.
Слова для конкретных разновидностей труб: licin — именно изогнутая труба (изогнутых труб тоже великое множество, но можно предположить, что остальные слова относятся к прямым), tumpe — большая труба.
hyalma — рог, сделанный из морской раковины (в реальном мире достаточно распространённый азиатский инструмент). Ulumúri, морские рога Ульмо, вероятно, "личное имя" ансамбля таких раковин.
Также упоминаются трубы Манвэ.





simpa и simpina — флейты, скорей всего simpina высокого регистра (т.к. есть английское уточнение "flageolet"), polisimpe — многоствольная флейте ("флейта Пана"), rotsë — свирель.







На чём же именно играют Даэрон и Тинфанг Трель из Лостов?
Скорей всего, на чём угодно. Флейта — технически не самый сложный инструмент, да и весит она немного. Разнообразить гармонии и тембр можно, просто меняя инструменты.

Удивительно, какое огромное место в инструментарии занимают разнообразные ударные: барабаны, гонги, колокольчики. Здесь возникает ещё одна иллюзия, как "иллюзия лютни", только обратная — иллюзия отсутствия. Часто ли в текстах упоминаются эльфийские колокола? Вспоминаются, конечно, колокола Валмара, — а сразу следом за ними орочьи барабаны. На самом деле упоминаний много больше. Звучит в Лостах гонг в доме Линдо и Вайрэ. Звучит во "Властелине Колец" призывный колокол совета Элронда. Бубенцы звенят на сбруе эльфийских лошадей.
Но словари дают картину ещё большего изобилия.

alapumba — большой барабан
toma — маленький
tombo — гонг
tontilla — кимвал, есть слово tontil, означающее то ли кимвал, то ли тамбурин (что странно, т.к. это разные вещи). Похоже, что речь о "звенящем" ударном звуке (именно он объединяет эти два инструмента), может быть, о барабане с колокольчиками или аналоге бубна.
nyellë — колокол вообще
calon — большой колокол, cilin — маленький, cilintil — совсем маленький, бубенец

И наконец, струнные смычковые. Они существуют.
На них играют нолдор в Лостах, и для них есть слова в словарях. Их два: salquin — виола и salantil — скрипка.
Можно уверенно предположить, что salantil — это совсем не привычная нам оркестровая скрипка с её прекрасным поющим звуком. Это средневековая виела (та самая viola из Аинулиндале) или, из более близких инструментов, фиддл.
Дело в том, что к слову приведён перевод: "thrumsqueak-er", то есть бренчатьпищалка. Эльфы не очень любили скрипки :) Впрочем, не случайно само слово "скрипка" в русском языке связано со словом "скрип" — старинные скрипки именно скрипели.

Прим.: Толкин в письмах писал, что преклоняется перед скрипачами. Так что (по крайней мере в том, что касается музыковедения) не стоит проецировать на Арду личные вкусы Профессора. Он любил Шопена, но это не значит, что эльфийская музыка была похожа на музыку Шопена.



А что говорят словари о певческих голосах?
Здесь, пожалуй, важнее то, чего они не говорят.
Квэнья разделяет певца-lindo и певца-nyello.
Термин lindo встречается чаще, это также имя и часть имён, а Lindar — название народа. В словаре есть уточнение, что lindo — это ещё поющая птица. Nyello же — слово, однокоренное к nyellë, "колокол".
То есть: одни эльфы поют, как поют птицы, другие поют, как звенят колокола. Других терминов нет.
Чего не хватает?
Нет кантилены (то есть протяжной, широкой, долгой мелодии). Нет слова для песни, которая льётся как река (как нет и совершенной оркестровой скрипки с её "ангельским пением"). Зато есть ещё слово nalie, тоже связанное с колокольчиками — оно означает исполнение мелодии.
Надо сказать, что кантилена — довольно позднее человеческое изобретение. Даже в народной музыке она появляется поздно (и не во всякой), в действительно старинных песнях её нет, певческие фразы короткие. Цельность образа для Толкина выше эффектности. Он не приписывает эльфам художественно великолепных, но слишком поздних достижений человеческого искусства, и сохраняет историко-культурный контекст эпоса.

Прим.: квэнийско/финское kantele и латинско/итальянское cantilena не родственны.

Заканчивая разговор об инструментах, отмечу ещё одну любопытную особенность. В Арде нет волшебных музыкальных инструментов и нет инструментов легендарных и "именных" (как, скажем, мечи). Чудесной силой музыки владеет сам музыкант, а не дерево и металл его инструмента. Флейта Даэрона и арфа Маглора безымянны. Финрод играет на арфе чужой, грубо сделанной, и играет хорошо.
Причём это уже позднее решение Толкина. В Утраченных Сказаниях есть следы иного подхода — Гонг Детей в доме Линдо и Вайрэ явно обладает собственной "магической" силой.

Что же играли на этих инструментах? И что пели?

Нотная запись

И здесь мы сталкиваемся с удивительным фактом. В мире, сотворённом музыкой, в мире, где поют все и музыка обладает огромной властью, — в этом мире нет музыкальной теории.
Лингвистика есть. То есть развитая гуманитарно-научная теория вполне может существовать, это не противоречит внутренним законам мира. Есть лингвисты, ламбенголмор. Их занимало развитие и изменение языков, различия между языками. А как же мелодии? Разве изменение напевов, различия между музыкой разных народов менее интересны?
Нет нот — и ничего, подобного нотам.
Упомянуто, что Румил изобрёл знаки "для записи текстов и песен", но вряд ли здесь речь о нотах. Скорей всего, имелись в виду стихотворные тексты в отличие от прозаических. Так и в реальном мире многие песенники — это записи только текста.
Случайность ли это?
Почему так?
Можно ответить, что Толкин просто плохо разбирался в музыке и поэтому не стал писать о музыкальной теории. Но ему не нужно было в ней разбираться! Достаточно было просто упомянуть. Ведь не нужно ему было разбираться в металлургии и ювелирном искусстве, чтобы описать великих металлургов и ювелиров...

На самом деле здесь нет никакого парадокса. Это просто воспроизведение средневековой ситуации.
Целую тысячу лет, примерно с пятого до пятнадцатого века (а на самом деле и дольше), существовала так называемая менестрельная культура — культура профессиональных музыкантов, которые не пользовались нотами и не создавали организованной музыкальной теории. Кстати, современное положение дел во многом похоже на средневековое. Не все певцы знают ноты. Многие песни записаны в виде текста с аккордами. Если аудиозаписи не было, или кассета с записью испорчена, никто не слышал мелодии вживую или просто никто её не помнит — эта мелодия утрачена безвозвратно.

Как вообще (и для чего) появились ноты?
Это было изобретение, сделанное по запросу. Ноты были нужны церковным певчим. Без них руководителям церковных хоров приходилось каждого нового певчего обучать "с голоса" и сразу наизусть. Это было очень долго и тяжело, а священные песнопения искажались и забывались. Вспомним, что представление о священном оригинале текста, в котором нельзя изменить ни одной буквы или ноты, и даже ни одного нюанса, штриха, запятой — оно очень долго относилось только к текстам, священным в буквальном смысле. Только в эпоху романтизма возникло представление о композиторах или писателях — великих творцах, чьи рукописи бесценны.
Ноты в одиннадцатом веке изобрёл монах Гвидо из Ареццо. Он пришёл со своим изобретением прямо к папе Римскому (представьте, насколько важным и нужным было его дело!). Папа попробовал почитать с листа по новой системе, пришёл в восторг и одобрил ноты. За считанные годы они распространились среди духовенства по всей Европе.
Но прошло ещё несколько веков, прежде чем нотами стали пользоваться менестрели. Ноты были им просто не нужны. Действительно хорошую музыку запоминали и так, а недостаточно хорошую не жалко было забыть.

У эльфов не было религии и не было "канонических" текстов чего бы то ни было. Память у эльфов лучше, чем у людей. Эльфы бессмертны, и риск, что кто-то унесёт песни с собой в могилу, невелик. Все эльфы музыкальны. Конечно, не у всех есть большой талант или особенно красивый голос, но эльфов, которым медведь наступил на ухо, не бывает :) Необходимости в нотах в Арде так и не возникло.

Допущение: если бы запись всё же появилась, скорей всего, это было бы развитие идеи «техт», огласовок. Знаками над строкой записывались гласные звуки, и кажется естественным, что вторым рядом техт могли бы записывать музыкальные тоны. Если бы захотели :)

Жанры

Обратимся же, наконец, к тем двум достоверно эльфийским мелодиям, которыми мы располагаем.



Если вы не слышали этой записи раньше, полагаю, что вы удивлены. Это мало похоже на сказочно красивую эльфийскую музыку. Что же это такое на самом деле?
Это григорианский хорал. Церковное песнопение, в настоящее время — католическое.



Оно всегда одноголосно и это всегда распев текста — музыка, которая без текста не существует. Подобное пение существовало уже в первые века нашей эры, а в конце шестого века было канонизировано. То есть с шестого по одиннадцатый век оно неизбежно изменилось, но достаточно слабо. Как только в одиннадцатом веке изобрели ноты, оно было записано нотами и с тех пор не менялось вообще.
Но почему Галадриэль поёт григорианский хорал?

Зарубежный исследователь David Bratman предлагает ответ "в лоб". Галадриэль — эльф, при этом не просто эльф, а аманэльдэ, калаквендэ, существо ангелической природы, и она поёт о Валиноре как ангел мог бы петь о Небесах. Григорианский хорал — это возвышенная и божественная музыка.
Но в легендариуме Толкина нет настолько примитивных и прямолинейных ассоциаций.
Кроме того, внутри мира это отнюдь не священная музыка. Напротив, именно синдаринский гимн к Элберет называется "аэрлинн", на квэнья было бы айрэлиндэ, священное песнопение, но на квэнья этого слова как раз нет.
Другой исследователь, Тобиас Эшер, проводит более утончённую аналогию. Галадриэль очень много лет, она родилась ещё в свете Древ, и поэтому она поёт в очень древнем стиле.
Точного ответа мы не узнаем. Но можем сделать предположения.
О музыкальных жанрах вообще у Толкина сказано очень мало, и мало слов для них есть в словарях.
Лирулэ — весёлая песня, найниэ — плач. На синдарине есть слово для гимна, аэрлинн, в прото-синдарине есть лулви — колыбельная, оно же лиллир, и gwethlir, "song of welcome" — приветственная песня.
Анн-теннат Арагорн читает нараспев, скорей всего, эти баллады пелись. Уточняется, что "нарн" — это тексты, которые не поются. Всё остальное — просто музыка, песни вообще и танцы вообще.

Какой жанр упоминается чаще всего?
Найниэ. Это Алдудение Элеммирэ, Нолдолантэ Маглора и Намариэ Галадриэль (а также синдаринская Лаэр ку Белег, которую сложил Турин. Найниэ же пытается сложить Хурин в память о Лалайт).
Мы можем предположить, что подобный склад характерен именно для плачей.
Григорианский хорал — это музыка, которая практически без изменений существует около полутора тысяч лет — в нашем мире, в мире смертных. Возможно, найниэ — это именно то, что не меняется.
Григорианский хорал очень сильно отличается от бытовой музыки. Возможно, найниэ — то, что сильно отличается от песен, привычных эльфам.
Обратимся же ко второй мелодии.



Её музыкальный язык тоже довольно стар. Он сформировался в начале XIX века у Шуберта. Но в середине XX века такие песни всё ещё сочинялись и не казались устаревшими.
Возможно, здесь сопоставлены именно две музыкальные системы, которые в нашем мире разделяет полторы тысячи лет. Галадриэль поёт на квэнья, а гимн сложен на синдарине. Возможно, это противопоставление музыки нолдор и синдар?
Предположений много, а данных недостаточно. Но есть один факт, который эти мелодии доказывают стопроцентно: эльфийская музыка — неодинаковая :)

Склад и строй

Относительно склада всё довольно просто. Это, безусловно, многоголосие. Так кажется интуитивно, это подтверждается текстами, и это характерно и для средневековой музыки также. Много раз упоминаются переплетающиеся мелодии.
Какое именно многоголосие? Полагаю, что самое разное. Никаких фактов относительно этого нет, но если домысливать, то можно домыслить и строгие формы имитационной полифонии — такая сложная музыка могла заинтересовать нолдор.

Из Лостов:
Now came the Teleri led by the white-robed people of the Inwir, and the throbbing of their congregated harps beat the air most sweetly; and after them went the Noldoli mingling once more with their own dear folk by Manwë’s clemency, that his festival might be duly kept, but the music that their viols and instruments awoke was now more sweetly sad than ever before. And last came the people of the shores, and their piping blent with voices brought the sense of tides and murmurous waves and the wailing cry of the coast-loving birds thus inland deep upon the plain.
Then was all that host marshalled before the gate of Valmar, and at the word and sign from Inwë as one voice they burst in unison into the Song of Light. This had Lirillo written and taught them, and it told of the longing of the Elves for light, of their dread journey through the dark world led by the desire of the Two Trees, and sang of their utmost joy beholding the faces of the Gods and their renewed desire once more to enter Valmar and tread the Valar’s blessed courts. Then did the gates of Valmar open.

Специально упоминается, как нечто необычное, случай, когда эльфы запели в унисон.

А как были настроены струны эльфийских арф?
Согласно легендариуму, Арда — это прошлое нашего мира. То есть законы акустики в ней те же самые. Существует обертоновый звукоряд, скрытые призвуки в каждом звуке. Чем ближе призвук к начальному тону, тем совершеннее и гармоничнее созвучие. Ближайший набор призвуков составляет привычное нам мажорное трезвучие.
Пение а капелла (без сопровождения) и игра на безладовом инструменте всегда немного "сползают" в натуральный строй, именно потому, что он естественный.
Существовало несколько вариантов натурального строя. От каждого тона обертоновый звукоряд свой, и нужно было как-то согласовать призвуки в единой гармонии. Однако там, где в музыке возникают интервалы, аккорды, переходы в отдалённые тональности, любой натуральный строй звучит фальшиво. Были разные попытки как-то это исправить, но некоторая фальшь неизбежна. И тогда человеческие музыканты превратили слабость человеческого слуха в силу — создали равномерно темперированный строй.
В равномерно темперированном строе фальшь более или менее равномерно "размазана" по всем интервалам гаммы. Из-за этого человеческое ухо её практически не воспринимает.
Однако надо заметить, что при рождении темперированного строя у него были и противники. Они говорили, что в натуральном строе у каждого аккорда собственное, неповторимое звучание, а в темперированном все аккорды одинакового строения механически одинаковы.
Какой строй использовали эльфы?

Прим.: вероятно, с эльфийской точки зрения неизбежная фальшь, заложенная в самой природе звука — это одно из главных "достижений" Мелькора.

Вопрос остаётся открытым.
Я думаю, что равномерная темперация — чисто человеческое изобретение. Вряд ли подобное могло прийти в голову эльфу. Дело в том, что фальшивые созвучия в натуральном строе можно как-то обыгрывать или просто избегать их. Неизбежная фальшь равномерного строя для тонкого эльфийского слуха была бы чем-то вроде пытки. Увы, мы не смогли бы похвастаться перед эльфом наивысшими достижениями нашего музыкального искусства. И Бах, и Моцарт, тем более композиторы более позднего времени — все они писали в равномерно темперированном строе.

А что же музыка предыдущих эпох? Тогда строй был другой.
Наш слуховой опыт основан на очень ярких музыкальных приёмах и сочетаниях. Возможности натурального строя (для простоты я называю натуральным строем все варианты) ограничены, таких ярких гармонических контрастов в нём просто нет. Поэтому старая музыка кажется нам однообразной. Современникам она такой не казалась, у них был другой слуховой опыт и другие привычки.
Но стоит сделать поправку на то, что уж тембры эльфийских голосов и эльфийских инструментов точно были прекрасны. Скажем, хоры Палестрины очень отличаются, когда их поёт какой-то рядовой хор или ансамбль — и когда их поёт ватиканский хор.

Но обертоновый звукоряд не заканчивается, он продолжается бесконечно всё меньшими и меньшими интервалами. Возникает вопрос о микрохроматике — то есть о том, использовали ли эльфы натуральные интервалы меньше полутона.
В определённый момент натуральные интервалы становятся слишком малыми даже для эльфийского слуха (и слышат их только майар :)). Но до этого лежит некая область интервалики, нормальная для эльфа и плохо различимая для человека. Возможно, именно использование этих звуков рождало "странные" эльфийские гармонии, о которых говорится в стихотворении.
По крайней мере четвертитоны человек после тренировки может слышать и петь, а некоторые различают и восьмые доли тона. Существуют эксперименты с четвертитоновой эльфийской музыкой. Это именно эксперименты, нельзя утверждать, что они ближе к действительности. В конце концов, аутентичные мелодии не используют четвертитоны. Но сами эксперименты очень интересны (см. у Тамлин).

Что касается ладов, то среди них наверняка были все натуральные лады — просто потому, что они естественно рождаются из натурального звукоряда. Мажора и минора в современном понимании, кстати, не было. Их звукоряды совпадают с ионийским и эолийским, а сами мажор и минор — больше системы мышления, чем звукоряды.
А вот другие лады... Слух, для которого естественны четвертитоны, допускает бездну альтернативных ладов. В Древней Греции — то есть в человеческой европейской культуре — существовал энармонический тетрахорд (т.е. некий аналог гаммы), состоявший из большой терции и двух четвертитонов. Он считался сложным и изысканным. Свободное владение четвертитонами дало бы множество звукорядов с самыми причудливыми сочетаниями, а интервалы и аккорды в этих звукорядах — самые "странные и богатые" гармонии, как и сказано в "Наставлении менестрелю".

Ритм
О ритме в эльфийской музыке можно сказать немногое. В найниэ Галадриэли ритм свободный, бестактовый, в синдарском гимне — чёткий счётный. Значит, существовали оба варианта.
Далее следуют допущения и натяжки. Можно представить, что "музыка моря", характерная для тэлери — музыка прежде всего с простым и постоянным ритмом, что нолдорское музыкальное искусство использует сложные ритмы и полиритмию, как в мензуральной нотации (как бы "перестук молотов в кузнях"), что в ваньярской вокальной музыке вообще нет определённого ритма... но других фактов нет, или я их не знаю.

Заключение
Я практически не использовала другие музыковедческие исследования в области толкинистики как источники. Их немного и на английском: два сборника статей, вышедших в 2010 году:
Music in Middle-earth и Middle-earth Minstrel
Тем, кто хочет больше узнать о менестрельной культуре, рекомендую книгу Сапонова М.А. Менестрели.
Первооткрывателем музыковедения в отечественной толкинистике была Vityariel с трактатом Lindale Eldava, я со многим в этой работе не согласна, но отдаю дань уважения :)

Спасибо за внимание! :)
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 27 comments